ЕЭК ООН: О разработке политики «зеленого восстановления» от последствий COVID-19
20.
10. 2020
16:34
5678
Yangiliklar

ЕЭК ООН призывает Узбекистан использовать рекомендации Обзора результативности экологической деятельности при разработке политики «зеленого восстановления» от последствий COVID-19.

Обладая богатыми запасами природного газа, золота, урана и других полезных ископаемых, Узбекистан активно привлекает международные инвестиции, реализует крупные инфраструктурные проекты и сталкивается с необходимостью непростого выбора в поиске возможностей для долгосрочного роста на основе безопасных для климата технологий и устойчивого использования природных ресурсов. Сокращение зависимости от ископаемых видов топлива за счет колоссального потенциала в области солнечной энергии, активизация усилий по сокращению потерь воды в сельском хозяйстве (отрасли, на которую приходится 32,4% ВВП (2018 г.)) и расширение сети охраняемых природных территорий входят в число ключевых рекомендаций третьего Обзора результативности экологической деятельности (ОРЭД) Узбекистана, подготовленного под эгидой ЕЭК ООН. Обзор дает Правительству Узбекистана 99 рекомендаций по улучшению экологической ситуации и благосостояния населения, обращая внимание на необходимость учета экологических требований в отраслях энергетики, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и здравоохранения.

«Пандемия COVID-19 подтвердила нашу зависимость от природы. Она обострила значимость поиска устойчивых решений для экологических проблем. Я предлагаю Узбекистану использовать рекомендации ОРЭД по переходу к чистой энергии, устойчивому сельскому хозяйству, устойчивому управлению природными ресурсами и построению «зеленой экономики» при разработке своей политики «зеленого восстановления». Я также призываю международных партнеров оказать поддержку Узбекистану в реализации рекомендаций ОРЭД», – заявила Ольга Алгаерова, Исполнительный секретарь ЕЭК ООН.


В последние годы Узбекистан добился значительного прогресса …

ОРЭД называет области, в которых Узбекистан добился особых успехов, и отмечает целый ряд достижений последнего десятилетия, таких как электрификация железных дорог, текущие реформы в сфере обращения с бытовыми отходами, утверждение показателей по сокращению потребления энергии для конкретных предприятий, инвестиции в расширение систем водоснабжения и канализации и экологическое образование. Приверженность Узбекистана Целям в области устойчивого развития, выразившаяся в принятии национальных целей, задач и показателей, также отмечается в Обзоре. Обзор включает в себя оценку достигнутого страной прогресса в отношении 64 задач «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

ОРЭД отмечает широкомасштабные усилия, предпринимаемые Правительством для преодоления последствий катастрофы Аральского моря, которая привела к большому бремени болезней и инвалидности для населения, в особенности в зоне Приаралья. ОРЭД приветствует проведение Узбекистаном кампаний по посадке лесонасаждений на осушенном дне Аральского моря и поддержку, которую оказывает Правительство реализации инженерных работ, направленных на благоустройство дельты Амударьи в целях восстановления водных и водно-болотных экосистем. ОРЭД приветствует создание по инициативе Узбекистана многопартнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья, который является беспрецедентной попыткой повысить эффективность государственных и донорских проектов в регионе Приаралья на территории Узбекистана. Обзор отмечает, что эффективная и прозрачная работа трастового фонда являются необходимыми условиями для поддержания доверия и повышения интереса к этому механизму со стороны международного сообщества.
 

…однако многие трудности ещё предстоит решить

В определенном на национальном уровне вкладе (ОНУВ) Узбекистана 2017 года установлен целевой показатель сократить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 10% к 2030 году от уровня 2010 года. С учетом прогнозируемого увеличения численности населения (с 32,7 млн. чел. в 2018 году до 37 млн. чел. в 2030 году) и темпов роста экономики до появления COVID-19 (рост ВВП в постоянных ценах в местной валюте на 25.9% в 2018 году и на 34.6% в 2019 году), весьма вероятно, что общий объем выбросов парниковых газов значительно возрастет к 2030 году даже в случае достижения целевого показателя смягчения воздействия на климат, заявленного в ОНУВ. Энергетический сектор отвечает за 82% 2012 году) выбросов парниковых газов и поэтому должен быть основным адресатом мер по смягчению воздействия на климат. В последние годы проект Всемирного банка внес значительный вклад в повышение энергоэффективности многих промышленных предприятий, однако потери энергии в промышленном секторе в целом остаются высокими. По состоянию на 2019 год, в Узбекистане не было генерирующих мощностей на базе возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций), за исключением нескольких автономных или небольших установок, несмотря на колоссальный технический потенциал страны в области солнечной энергии, оцениваемый в 2 млн. ГВт-ч/год.

Потребление воды в сельском хозяйстве Узбекистана составляет около 89–92% от общего объема водопотребления. Из-за неадекватных методов и износа инфраструктуры орошения потери воды составляют примерно одну треть от общего объема водопотребления в этом секторе. Сократив потери воды, страна могла бы решить проблему прогнозируемого дефицита водных ресурсов и сэкономить достаточно воды, чтобы сгладить последствия колебаний годовых доступных объемов воды. Диверсификация сельскохозяйственных культур, которая занимает центральное место в государственной политике в этом секторе в течение последних десяти лет, должна привести к снижению водопотребления. Правительство субсидирует внедрение фермерами водосберегающих технологий. В 2019 году общая площадь применения водосберегающих технологий орошения составляла 9,6% от общей площади орошаемых земель. Активизация усилий по устранению потерь воды в сельском хозяйстве является одним из основных приоритетов, о которых говорится в ОРЭД.

В 2017 году Узбекистан заключил рамочное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития, обеспечивающее возможность использования Счета экологической реабилитации для Центральной Азии. Это позволит провести рекультивацию урановых хвостохранилищ Чаркесар и Янгиабад – наиболее опасных объектов, использовавшихся в прошлом для производства урана. В 2019 году Узбекистан присоединился к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ), с тем чтобы иметь возможность пользоваться международным опытом и помощью в сфере обращения с устаревшими пестицидами и другими СОЗ. ОРЭД отмечает активизацию сотрудничества Узбекистана с донорами в вопросах охраны окружающей среды и устойчивого развития за последние несколько лет и призывает Узбекистан присоединиться к глобальным и региональным многосторонним природоохранным соглашениям, в которых страна пока не участвует.

Популяции широко распространенных видов диких животных либо стабильны, либо увеличиваются в численности на территории Узбекистана. Однако наблюдаются тенденции к сокращению численности популяций ряда глобально угрожаемых или локально эндемичных видов животных. Это относится к сайгаку, перевязке, манулу, балобану, степной пигалице, стервятнику и многим другим. В целях предотвращения дальнейшей утраты биоразнообразия в Узбекистане действуют несколько питомников. Согласно стратегии по сохранению биологического разнообразия на период 2019–2028 гг., перед Узбекистаном стоит задача довести площадь охраняемых природных территорий до 12% территории страны, тогда как на данный момент этот показатель составляет лишь 4,63%. При этом ОРЭД отмечает необходимость обеспечить охват всех основных типов экосистем и достаточную представленность мест обитания редких и угрожаемых видов в сети охраняемых природных территорий. Также необходимо сохранить охранный статус озера Тузкан, которое входит в Айдар-Арнасайскую систему озер, объявленную в 2008 году Рамсарским угодьем согласно Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции).
 

Доступ к экологической информации важен для дальнейшего прогресса

Обзор призывает государственные органы всех уровней размещать в сети Интернет всю имеющуюся у них информацию по вопросам окружающей среды и разработать детальные процедуры для участия общественности в принятии решений по планируемым проектам и видам деятельности, а также обеспечить результативную организацию общественных слушаний. В нем также отмечается необходимость упростить процедуры функционирования экологических неправительственных организаций в соответствии с международными стандартами.

Третий ОРЭД был подготовлен ЕЭК ООН в сотрудничестве с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды и другими государственными органами, а также негосударственными организациями Узбекистана. Экспертов для подготовки данного ОРЭД предоставили Венгрия, Италия, Португалия, ОЭСР, ВОЗ, ЮНЕП и ЕЭК ООН. Проведение Обзора стало возможным благодаря финансированию Германии и Швейцарии и общей поддержке со стороны Страновой группы ООН в Узбекистане.

С Третьим ОРЭД на английском и русском языках можно ознакомиться по адресу: https://www.unece.org/index.php?id=53764

 

 

Пресс–служба Госкомэкологии
Республики Узбекистан

 


 

Foydali manbalar