Заседание Общественного совета при Госкомэкологии Республики Узбекистан по вопросам охраны окружающей среды от выбросов крупных промышленных предприятий
03.
07. 2019
20:54
604
Новости

3 июля 2019 года в конференц–зале Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды состоялось расширенное заседание Общественного совета при Госкомэкологии Республики Узбекистан.

Продолжая тему «Бой загрязнению воздуха», являющейся в 2019 году центром внимания отмечавшегося 5 июня Всемирного дня окружающей среды, Общественный совет обратился к изучению существующих проблем в области охраны окружающей среды от выбросов крупных промышленных предприятий, поступающих в атмосферу, воду и почву, а так изучению эффективности предпринимаемых мер в направлении обеспечения охраны здоровья населения.

В первом полугодии 2019 года в Госкомэкологии было зарегистрировано 175 обращений граждан по вопросам загрязнения окружающей среды выбросами крупных промышленных предприятий. Значительное количество обращений свидетельствуют о многочисленности нарушений законодательства об охране окружающей среды со стороны промышленных предприятий. В частности, актуальной остается проблема загрязнения ими атмосферного воздуха, в том числе с превышением установленных нормативов.

В целях обеспечения наблюдения, учета и оценки состояния окружающей природной среды, а также ее ресурсов, в Узбекистане функционирует система мониторинга состояния окружающей природной среды.

Мониторинг осуществляется в соответствии с Программой мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2016 года №273.

Органами Госкомэкологии проводится мониторинг источников загрязнения окружающей среды по приоритетным экологически опасным предприятиям.

Мониторингом охвачены источники на 452 хозяйствующих субъектах, из которых на 264 предприятиях контролируются источники выбросов в атмосферный воздух, на 171 предприятии источники сбросов в водные объекты и на 123 предприятии источники загрязнения почвы.
 

Состояние источников промышленных выбросов.

Наиболее приоритетными по объемам выбросов в атмосферный воздух считаются около 30–ти наименований загрязняющих веществ.

Программа мониторинга охватывает основные промышленные загрязнители: оксид азота (NO), диоксид серы (сернистый газ SO2), оксид углерода (угарный газ СО), диоксид азота (NО2), пыль (твердые взвешенные частицы), а также специфические загрязнители – аммиак, фенолы, тяжёлые металлы, сероводород, органические растворители, углеводороды и др.

По результатам проводимого инструментального контроля за период 2014–2019 гг., были зафиксированы случаи превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на источниках крупных промышленных предприятий:

АО «Навоиазот» – по окислам азота до 2,84 и аммиаку до 1,17 раз;
АО «Ахангаран–цемент» – по пыли до 40,7 и окислам азота до 1,2 раз;
АО «Алмалыкский ГМК» – по пыли до 20, диоксиду серы до 7,7 и окислам азота до 2,7 раз;
АО «Узметкомбинат» – по пыли до 3,7, окислам азота до 1,6 и диоксиду серы до 3,1 раз;
АО «Бекабадцемент» – по пыли до 12,2, окислам азота до 2,2 и диоксиду серы до 5,9 раз;
АО «Максам–Чирчик» – по аммиаку до 2,6 и окислам азота до 4,7 раз;
АО «Фаргонаазот» – по ацетону до 1,3 раза.
 

Контроль качества природных и сточных вод.

Инструментальный контроль за качеством сточных вод осуществляется на источниках загрязнения предприятий, стоки которых сбрасываются в водные объекты, на поля орошения и другие территории местности через очистные сооружения.

Регулярные наблюдения сбросных вод промышленных предприятий и их влияние на поверхностные воды осуществляются по 17–ти ингредиентам (загрязнителям).

По результатам регулярных наблюдений за состоянием водных объектов на территории Республики Узбекистан за период 2017–2019 гг. также отмечаются превышения установленных нормативов:

АО «Максам–Чирчик» – по железу до 3,7 раз;
АО «Навоиазот» – по азоту аммонийному до 3 раз, азоту нитратному до 2 раз, азоту нитритному до 5 раз и меди до 1,9 раз;
АО «Бекабадцемент»  по сульфатам и синтетическим поверхностно активным веществам до 2 раз;
АО «Узметкомбинат» по сульфатам до 2,1 раз, железу до 1,3 раз, фторидам до 3,6 раз и азоту нитритному до 1,5 раз;
АРУ «Кочбулок» азоту аммонийному до 9,26 раз, сульфатам до 2,7 раз и азоту нитритному до 3 раз.
 

Состояние загрязнения почв.

По результатам регулярных наблюдений за состоянием почв за период 2017–2019 гг. также отмечаются превышения установленных нормативов:

– шламонакопитель АО «Аммофос–Максам» – по свинцу до 5,6 раз, кадмию до 1,8 раз, меди до 6,1 раз, железу до 1,7 раз и фосфатам до 19,5 раз;
– хвостохранилище АО «АГМК» – по свинцу до 1,5 раз, кадмию до 1,8 раз, меди до 6,7 раз и железу до 1,5 раз;
АО «Бекабадцемент» – по свинцу до 1,3 раз, кадмию до 2,1 раз, по железу до 1,7 раз;
АО «Ахангаранцемент» – по свинцу до 2 раз, кадмию до 2,4 раз, меди до 2,1 раз и железу до 2 раз;
АО «Узметкомбинат» – по сульфатам и кадмию до 1,6 раз.

По отношению к предприятиям–загрязнителям принимаются экономические меры. Сумма штрафов и компенсационной платы составила в 2017 году 723,2 млн. сум, в 2018 году – 975,476 млн. сум и в 1 квартале 2019 года – 1072,83 млн. сум.

В настоящее время Госкомэкологии проводятся меры по совершенствованию системы мониторинга окружающей природной среды.

В частности, разработан проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании системы мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан», предусматривающий:

1. Создание Единой геоинформационной базы данных системы мониторинга окружающей природной среды, формируемого в Центре специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды при Госкомэкологии (далее – ЦСАК), который обеспечивает сбор, хранение, обработку и анализ данных, представленных специально уполномоченными государственными органами, а также хозяйствующими субъектами, ведущими производственный мониторинг окружающей природной среды.

2. Расширение системы мониторинга окружающей природной среды за счет внедрения мониторинга растительного и животного мира.

3. Четкую регламентацию формы представления данных мониторинга окружающей природной среды и сроков ее передачи министерствами и ведомствами, а также хозяйствующими субъектами в ЦСАК.

4. Исключение ведомственного мониторинга окружающей природной среды как неэффективной составляющей системы, с одновременным включением в систему мониторинга окружающей природной среды производственного мониторинга.

5. Широкое внедрение автоматических станций по определению загрязнения атмосферного воздуха, как рамках мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и источников загрязнения, так и в рамках производственного мониторинга окружающей природной среды.

6. Создание экологической карты Республики Узбекистан, функционирующей в открытом доступе и режиме реального времени для повышения оперативности принятия решения в экстренных ситуациях, а также повышения осведомленности населения об экологической обстановке на той или иной территории.


 

Полезные ресурсы