Постановление

Постановление

Президента Республики Узбекистан

О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах

     За прошедший период в стране проделана комплексная и последовательная работа по развитию и укреплению независимых гражданских институтов, обеспечению гарантий их свободной деятельности, налаживанию тесного сотрудничества государственных органов с гражданами, обеспечению осуществления ими открытой, прозрачной и гласной деятельности, установлению действенного общественного контроля за деятельностью государственных органов.

     В частности, организована деятельность Виртуальной приемной и Народных приемных Президента Республики Узбекистан, принят Закон Республики Узбекистан «Об общественном контроле», регулирующий отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.

     При этом созданы правовые механизмы осуществления социального партнерства государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, сформированы правовые основы обеспечения открытости деятельности государственных органов, коренным образом реформирована система рассмотрения обращений физических и юридических лиц, созданы законодательные основы механизмов противодействия коррупции, а также поэтапно внедряется и реализуется система «Электронное правительство».

     Вместе с тем, анализ обращений, поступающих в Виртуальную приемную и Народные приемные Президента Республики Узбекистан, а также результаты организуемых с гражданами встреч показывают наличие ряда проблем в налаживании эффективного диалога между государством и обществом. В частности:

во-первых, отсутствие связывающего «моста» между государственными органами и гражданами при осуществлении диалога оказывает негативное влияние на процессы выявления проблем в деятельности государственных органов и защиты прав и законных интересов граждан;

во-вторых, безответственный подход к вопросам рассмотрения обращений физических и юридических лиц, в том числе случаи проявления халатного отношения к предложениям граждан по совершенствованию законодательства и решению проблем общества, препятствуют повышению эффективности деятельности государственных органов и формированию «площадки диалога» между государством и народом;

в-третьих, отсутствие возможности получения гражданами подробной информации о деятельности государственных органов, необоснованный отказ в большинстве случаев в предоставлении им такой информации подрывают доверие народа к государственным органам;

в-четвертых, ненадлежащее осуществление мер, направленных на внедрение здоровой духовной среды и законности в деятельность государственных органов, повышение правовой культуры сотрудников, создает условия для увеличения случаев злоупотребления ими полномочиями, нарушения прав граждан, роста количества жалоб на действия сотрудников и усиления недовольства населения деятельностью государственных органов;

в-пятых, неполучение ожидаемых результатов общественного контроля за осуществлением мер по улучшению служебных и жилищных условий сотрудников, а также решением имеющихся в данной сфере проблем приводит к снижению эффективности их деятельности.

Решение данных проблем требует коренного пересмотра подхода к взаимоотношениям государственных органов с гражданами, в том числе внедрения новых эффективных средств и механизмов ведения открытого и адресного диалога с населением.

В целях дальнейшего углубления демократических реформ в стране, налаживания действенного и эффективного диалога между государством и обществом, развития прочных механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов, обеспечения открытости и прозрачности их деятельности, эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества, а также реализации задач, определенных в Стратеги  действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:

1. Одобрить предложение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров, Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан, Фонда по поддержке общественной деятельности ветеранов Узбекистана «Нуроний», других негосударственных некоммерческих организаций и широкой общественности о создании общественного совета при каждом государственном органе, в том числе правоохранительных органах, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента.

2. Утвердить Типовое положение об общественном совете при государственном органе согласно приложению.

3. Установить, что;

общественный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах;

общественный совет создается решением руководителя государственного органа;

общественный совет осуществляет свою деятельность на основе положения, разработанного в соответствии с Типовым положением и утверждаемого решением руководителя государственного органа;

в членство общественного совета, как правило, принимаются ветераны труда, образцово служившие в государственном органе, авторитетные граждане, имеющие большой практический опыт в отраслях общественной деятельности, а также представители негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества.

4. Определить основными задачами общественного совета:

осуществление общественного контроля над деятельностью государственного органа и его должностных лиц по учету общественных интересов и общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и территориальных программах развития, обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества, выполнению возложенных на государственный орган задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы, оказанию государственных услуг, реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства;

выполнение роли «моста», связывающего государственный орган с гражданами, для осуществления совместного диалога, обеспечения эффективного сотрудничества государственного органа с негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества;

осуществление системного мониторинга и всестороннего анализа общественного мнения о деятельности государственного органа по важнейшим вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан, проведение социальных опросов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

участие в разработке и реализации государственных и других программ в сфере противодействия коррупции в деятельности государственного органа, проведение мониторинга и анализа осуществленных работ по противодействию коррупции, а также подготовку предложений по их результатам;

осуществление мониторинга проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности государственного органа, анализ возможностей получения подробной информации о его деятельности с выработкой предложений по их дальнейшему расширению;

изучение условий, созданных для участия граждан в реформировании деятельности государственного органа, и разработку предложений по их улучшению;

участие в проводимых среди граждан разъяснительных работах и духовно-просветительских мероприятиях, касающихся деятельности государственного органа, разработку предложений по повышению их эффективности;

проведение комплексного анализа жилищных, социально-бытовых, служебных условий сотрудников государственного органа и их семей, условий оказания им квалифицированной медицинской помощи, а также проблем по социальной и профессиональной адаптации уволенных или зачисленных в резерв сотрудников и внесение по итогам анализа предложений по их улучшению.

5. Предоставить общественному совету право:

заблаговременно получать информацию о предстоящих открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях, организуемых государственным органом, и принимать в них участие;

посещать здания (помещения) и другие объекты государственного органа, в том числе его территориальных подразделений и подведомственных организаций, в порядке, установленном государственным органом;

вносить руководителям государственного органа, его территориальных подразделений и подведомственных организаций предложения по вопросам, входящим в компетенцию общественного совета;

получать в установленном порядке информационные, статистические и иные материалы государственного органа, необходимые для разработки и реализации предложений и рекомендаций по повышению эффективности его деятельности;

принимать участие в нормотворческой деятельности государственного органа, обеспечении общественного и экспертного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, разработанных государственным органом;

осуществлять выборочный анализ качества ответов государственного органа на обращения физических и юридических лиц;

знакомиться с согласия сотрудников государственного органа с их жилищными, социально-бытовыми и служебными условиями;

взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению вопросов, обсуждаемых на заседаниях общественного совета;

организовывать конференции, форумы, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия для реализации возложенных задач.

6. Государственным органам в месячный срок:

утвердить составы общественных советов и обеспечить решение вопросов по организации их деятельности;

разработать и утвердить положения об общественных советах на основе Типового положения об общественном совете с учетом специфики задач и функций, возложенных на государственный орган.

7. Рекомендовать Независимому институту по мониторингу формирования гражданского общества совместно с государственными органами в двухмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по осуществлению информационно-аналитического и методологического сопровождения деятельности общественных советов, оказание им содействия во внедрении действенных механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов.

8. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать широкое освещение и доведение до населения сути и значения настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова и руководителей государственных органов.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

г. Ташкент,

4 июля 2018 г.,

№ ПП-3837


Полезные ресурсы