Законодательство

Инспекция по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды при Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, Законами Республики Узбекистан, Указами, Постановлениями, Распоряжениями Президента и Правительства Республики Узбекистан.

Основные нормативно-правовые акты, применяемые при проведении государственного экологического контроля:

Законы Республики Узбекистан

Дата, №

«О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов»

от 24 декабря 1998г. № 717-I;

 «Об экологическом контроле»

от 27 декабря 2013 г. № ЗРУ-363;

«Об охране природы»

от 9 декабря  1992 г. № 754-XII;

«Об охране атмосферного воздуха»

от 27 декабря 1996г. № 353-I;

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О лесе»

от 16 апреля 2018 г., № ЗРУ-475;

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании растительного мира»

от 21 сентября 2016г. №ЗРУ-409;

«О внесении изменений и дополнений  в Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании животного мира»

от 19 сентября 2016г. № ЗРУ-408;

«Об отходах»

от 5 апреля 2002г.  № 362-II;

«Об охраняемых природных территориях»

от 3 декабря 2004г. № 710-II ;

Указы Президента Республики Узбекистан

«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства»

от 27 июля 2018г. № УП-5490;

Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

«Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации должностных лиц контролирующих органов по предоставлению права на проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства»

от 7 ноября 2018г.  № 920;

«О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических механизмов обеспечения охраны природы»

от 11 октября 2018г. № 820;

«Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды»

от 15 января 2019г.  № 29;


Ответственность юридических и физических лиц

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об охране природы», разделом XI предусматривается ответственность за нарушение природоохранного законодательства.


Статья 47. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

Лица, виновные в:

– нарушении стандартов, норм, правил и иных нормативно-технических требований, предъявляемых к охране природы, в том числе в нарушениях установленной экологической емкости территории, экологических норм, правил при планировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации или ликвидации предприятий, сооружений, транспортных средств и иных объектов, экспорте, импорте экологически опасной продукции;

– самовольном использовании природных ресурсов, невыполнении требований государственной экологической экспертизы;

– отказе от внесения установленной платы за пользование природными ресурсами, а также компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее;

– невыполнении планов строительства природоохранных объектов, других мероприятий по охране природы;

– непринятии мер по восстановлению окружающей природной среды, ликвидации последствий вредного на нее воздействия и воспроизводству природных ресурсов;

– невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за охраной природы;

– нарушении правового режима объектов охраны природы и охраняемых природных территорий;

– нарушении правил учета вредного воздействия на окружающую природную среду;

– нарушении природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении отходов, средств химизации, а также радиоактивных и вредных химических веществ;

– воспрепятствовании посещению объектов должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области охраны окружающей природной среды, а отдельным лицам и общественным природоохранным организациям — в реализации их прав и обязанностей;

– отказе от предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и использовании ее ресурсов

несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


Статья 48. Ограничение, приостановление, прекращение и перепрофилирование деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду

В случаях оказания вредного воздействия на здоровье или условия проживания людей, на природные ресурсы, охраняемые природные территории или возникновения угрозы такого воздействия деятельность предприятий, организаций, сооружений и иных объектов может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия — прекращена или перепрофилирована.

Решения об ограничении, приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности таких объектов с одновременным прекращением их финансирования принимаются органами государственной власти и управления, органами по экологии и охране окружающей среды в соответствии с их полномочиями. Указанные меры к субъектам предпринимательства применяются в судебном порядке за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.

Статья 49. Обязанность возмещения вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства

Предприятия, учреждения, организации и отдельные лица, причинившие вред окружающей природной среде, обязаны его возместить, включая упущенную выгоду, в соответствии с законодательством.

Привлечение виновных в нарушении экологических требований к административной или уголовной ответственности не освобождает их от обязанности возмещения причиненного вреда окружающей природной среде.


Статья 50. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

За нерациональное специальное природопользование, сверхнормативные и сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов предприятия, учреждения, организации и отдельные лица подлежат повышенному налогообложению в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

В соответствующих случаях по решению органов государственной власти на местах, органов по экологии и охране окружающей среды может приостанавливаться финансирование хозяйственной деятельности юридических и физических лиц впредь до устранения причин указанных нарушений. Указанная мера к субъектам предпринимательства применяется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления финансирования хозяйственной деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.


Статья 51. Ответственность должностных лиц и иных работников, виновных в причинении вреда вследствие нарушения природоохранного законодательства

Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли ущерб, связанный с возмещением вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу людей и народному хозяйству, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


Статья 52. Исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности

Юридические и физические лица вправе обращаться в суд с исками о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде, здоровью, имуществу людей и народному хозяйству.

Решение суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения финансирования указанной деятельности.