Экологическая тема – экспертная
23.
12. 2019
19:49
5432
News

18-19 декабря в Ташкенте прошел первый национальный экотон на тему «Генерируем. Создаем. Вовлекаем», организованный ННО «Центр развития современной журналистики» и филиалом РЭЦЦА в Узбекистане. Его задача – объединить на одной площадке журналистов, профильных экспертов, представителей водно-экологических/экологических ННО и пресс-служб органов государственной власти и управления, в том числе из регионов, в целях генерации идей возможного дальнейшего сотрудничества.


Что делает для человека природа и что в ответ человек делает для нее?   

Об этом рассказала эксперт-эколог Наталья Акиншина, выступившая с вводной лекцией, посвященной современным экологическим проблемам и вызовам.

Природа, в частности, формирует жизненное пространство для всего живого; регулирует климат; создает ресурсы, необходимые для развития человечества; утилизирует и перерабатывает отходы производства и потребления. Что в ответ делаем мы? Загрязняем окружающую среду, изменяем рельеф и ландшафты, истощаем природные ресурсы и сокращаем биоразнообразие, изменяем климат и т.д. 

Эксперт напомнила о том, что существующее разнообразие жизненных форм на Земле (миллионы видов!) на хаотично, а является результатом функционирования экосистем.

– Не случайно 97% всей биомассы Земли приходится на растения и лишь 3% – на животных и микроорганизмы, – подчеркнула Наталья Акиншина.

Подчеркивалось, что глобальный рост населения, урбанизация, индустриализация, химизация и многое другое привело к нарушению естественных природных процессов. В результате к экологии появился значительный интерес из различных сфер. Возникли новые понятия, в частности мегаэкология и урбоэкология. Первое подразумевает решение экологических проблем, это своего рода образ жизни, образ мышления. Что же касается урбоэкологии, то она представляет собой взаимодействие городской и естественной систем с учетом экологических подходов, сохранения природных ресурсов.       


Как писать про воду и что нужно аудитории?

Этим и другими вопросами задалась медиа-тренер Дарья Османова. Ответы искали все вместе – участники и тренеры.

– Как писать про воду? Что сегодня нужно аудитории? Как донести сложную научную, полунаучную, иногда прикладную информацию до аудитории просто и доступно? Для этого, в частности, существует экожурналистика. Нужно помнить, что это отдельная сфера, ею занимаются отдельные люди. Экологическая тема – это экспертная тема. Работая в этом направлении необходимо сотрудничать с представителями ННО, так как они работают на местах, у них есть информация «с полей». А это очень важно. Нужно также работать с базами данных, потому что экология в большинстве своем – это цифры, – отметила Дарья Османова.


Фактчекинг: проверяем информацию 

Медиа-тренер Лола Исламова рассказала о пяти надежных способах проверить информацию. Итак, основные принципы фактчекинга: ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источников, спросите противоположную сторону, учитесь распознавать фейки (небрежность, опечатки, технические ошибки), точность фактов важнее сенсации, используйте социальные сети осторожно. 

Метод обусловлен этическими принципами: независимостью, объективностью, беспристрастностью, точностью. Соблюдая эти принципы, появляется доверие аудитории и формируется репутация канала СМИ.

И да, всегда сомневайтесь!


Визуализируем информацию, в том числе экологическую

Сегодня визуализировать можно абсолютно любую информацию. Для этого существует множество сервисов и инструментов. Об этом подробно рассказал один из тренеров, IT-специалист Эмиль Фахреев, он также привел в пример несколько ресурсов, которые легко справляются с этой задачей. 

– В современном мире очень много инструментов, которые позволяют визуализировать данные, превращать цифры в красивые графики и т.д. Для чего, собственно, нужна визуализация нам, как специалистам? 90% всей информации человек получает визуально. 40% людей запоминают визуальный контент в 60 тыс. раз быстрее, нежели текстовый или аудио. 80% людей запоминают только то, что видят и 92% – воспринимают информацию исключительно на невербальном уровне. Это говорит о том, что любые данные нужно выводить в визуальную информацию: текст, фото, видео, цифры, карты, интерактив.  


Экотон, как эффективный подход к сотрудничеству

– Сегодня, когда вокруг нас много информации и журналисты не всегда имеют возможность глубоко погрузиться в определенную тему, сообщества в лице представителей ННО, могут быть экспертами в различных темах, в том числе экологической. Данный экотон – пилотный тренинг, на котором мы попробовали собрать три вида аудитории и попробовать их сгруппировать в одну общую команду для выработки идей относительно дальнейшего сотрудничества. Примечательно, что все участники нашли точки соприкосновения. Например, экологам нужно активнее сотрудничать с журналистами, давать им больше информации, вовлекать в свои проекты, потому что журналисты могут значительно расширить аудиторию вовлеченных в их деятельность. СМИ могут повысить осведомленность населения о том, что реально делают экоспециалисты для развития гражданского общества и решения конкретных проблем на местах, особенно в регионах, в том числе, где есть определенные экологические сложности, – говорит медиа-тренер Саида Сулайманова. 


По словам организаторов, дальнейшая цель – сгруппировать и коллаборировать три эти группы так, чтобы они были заинтересованы в продвижении совместных проектов. Это могут быть журналистские проекты, экологические акции, любые другие мероприятия, связанные с вовлечением соседних аудиторий в свои активности.



Пресс-служба
Госкомэкологии Республики Узбекистан

 


 

Useful resources