Круглый стол: Выбросы в атмосферу снизятся на десять процентов
04.
02. 2020
18:01
461
News

4 февраля в Государственном комитете по экологии и охране окружающей среды прошел круглый стол на тему «Реализация приоритетных мер в области охраны атмосферного воздуха в рамках Концепции охраны окружающей среды до 2030 года».

В мероприятии приняли участие сотрудники центрального аппарата и территориальных подразделений Госкомэкологии, специалисты министерств юстиции, здравоохранения, внутренних дел, энергетики, транспорта, Узнефтегазинспекции, а также представители СМИ. Они обсудили активную работу, проводимую комитетом по координации деятельности органов государственного управления и контроля в сфере охраны окружающей среды, а также обеспечению межведомственного взаимодействия при разработке и реализации единой природоохранной политики. Выступивший в роли модератора начальник Управления охраны атмосферного воздуха Госкомэкологии Умиджон Абдужалилов рассказал о мерах, запланированных в Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной указом Президента №УП-5863 от 30 октября 2019 года.

- Источники загрязнения атмосферного воздуха делятся на природные и антропогенные. Среди первых – пылеперенос, обусловленный наличием на территории страны пустынь Каракумы и Кызылкум, осушенного дна Аральского моря. В числе вторых – промышленные предприятия и транспорт, - рассказал главный специалист управления Анвар Шабанов. – Только за последний год удалось добиться снижения выбросов промышленности на 13,5%, транспорта – на 1%. Повысить показатели последнего поможет намеченное улучшение производимых в республике топлива и автотранспортных средств в соответствии с требованиями экологического класса «евро-4».


Главный специалист управления Анвар Шабанов

 

Со стороны причастных министерств, ведомств и крупных хозяйствующих субъектов республики обеспечивается корректировка действующих, разработка и принятие новых ведомственных трехлетних планов действий по охране окружающей среды на 2020-2022 годы. Так, в сфере энергетики усилия направлены на выработку экологически чистой энергии. Потому уже ведутся земельные работы на месте будущей солнечной электростанции в Навоийской области, где в рамках государственно-частного партнерства генподрядчиком выступает компания из ОАЭ. Аналогичный тендер объявлен на участок в Сурхандарье. Ранее начатое строительство солнечной фотоэлектростанции в Самаркандской области были приостановлено в силу ряда причин, сейчас продолжаются переговоры по возобновлению работ. Специалисты отметили, что все это – часть модернизации отечественной энергосистемы. Предстоит изучить, как в нее смогут включиться как новые солнечные электростанции, так и первые ветряные установки.

Много споров вызвали идеи по частичному переводу ТЭС на угольное топливо. Это представляет большую проблему даже для стран Европы, поскольку и там нет систем улавливания мелкодисперсных частиц в выбросах теплоэлектростанций. Пока на уголь переведена только Новоангренская ТЭС, но энергетики рассматривают еще несколько вариантов. Экологи интересовались, насколько оправдан такой шаг, если он отрицательно повлияет на окружающую среду и здоровье людей. В ходе обсуждения подчеркивалось, как важно изначально оценить все риски.

Другая возможность – обогащение добываемого в республике каменного угля для повышения его теплотворной способности и уменьшения зольности. Проект дорогостоящий, потому требующий детальных расчетов эффективности.

Реализуются проекты по развитию экологичного транспорта – строительству метрополитена и тестированию электробусов на городских маршрутах. Разрабатываются модели оптимизации транспортных потоков в Ташкенте и Самарканде. Однако главная проблема – в имеющемся автопарке, около трех миллионов зарегистрированных машин, не говоря уже о въезжающих сюда временно. В подразделениях Главного управления безопасности дорожного движения МВД есть дымомеры и газоанализаторы, но нет штата сотрудников, отвечающих за проверку экологического состояния машин. Кто должен следить за их выхлопами?

На круглом столе обозначили потребность в таких механизмах по выводу старых автомобилей из эксплуатации, которые были бы выгодны самим владельцам. Продумываются варианты стимулирования импорта машин на электротяге, или альтернативном топливе и повышения таможенных выплат за ввоз транспорта с большим пробегом.

Участники рассмотрели не только имеющиеся проблемы, но и способы их решения, поделились рекомендациями. Многие отмечали важность подобных общих встреч для лучшего понимания ситуации и обмена мнениями. Ведь общая цель одна – к 2030 году в рамках концепции планируется на 10% снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.


Круглый стол на тему «Реализация приоритетных мер в области охраны атмосферного воздуха в рамках Концепции охраны окружающей среды до 2030 года

 



Пресс-служба
Госкомэкологии Республики Узбекистан

 



 

Useful resources